Когда гонки - профессия. Интервью с экипажем "МАЗ-СПОРТавто"
Участники команды "МАЗ-СПОРТавто":
- Сергей Вязович, пилот
- Павел Гаранин, штурман
- Андрей Жигулин, механик
Боевой экипаж команды "МАЗ-СПОРТавто""
- Когда идет речь о гонке такового масштаба, как ралли-марафон "Дакар", многих сначала интересует "внутренность" машин. Поведайте, сколько грузовиков будет выставлено в этом году и какие комплектующие в их применены?
Андрей Жигулин:
- Да, машины - это то, к чему приковано внимание сначала. И без надежных автомобилей, естественно, не может быть положительного результата. Мы участвуем в гонке в 4-ый раз и, исходя из опыта, знаем, какие препядствия могут появиться. В этом году мы выставляем 3 автомобиля, сконструированных на базе серийного грузовика МАЗ-5305. Один обустроен форсированным движком с раздельными головками Ярославского завода, 2 других - движками Тутаевского завода. Мощность - 910 л.с. Зрительно движок ничем не отличается от серийного, но в нем установлены 2 турбины, насос и форсунки повышеннойпроизводительности. Рабочий объем - около 18 л.с. Машины ездят на обычном дизельном горючем. Коробка установлена серийная.
По сопоставлению с прошедшим годом глобальных конструкторских конфигураций нет. Мы облегчили переднюю ось, сняли фонари, переднюю решетку, а это минус 150 кг. Полная масса авто - 9-9,2 т. В прошедшем году вес вполне оснащенного автомобиля составлял 9,6 т. Шины производства Michelin. На одной из машин (авто Александра Василевского) будет применен отключаемый фронтальный стабилизатор, а на грузовике Александра Полищука установлен кондюк. Эти новаторства проходят "обкатку" и, если все пройдет гладко, будут потом внедрены на другие машины.
- Проводятся ли перед стартом тесты техники?
Сергей Вязович:
- Перед тем, как установить новейшую деталь в машину, она проходит ряд испытаний. Но бывает и так, что деталь, которая как бы ранее себя хорошо "показала" на испытаниях, в грозных критериях начинает вести себя несколько по-другому. Так было в прошедшем году с топливным баком. Мы сделали новый бак, более легкий, но не успели его как надо испытать. При этом эти баки мы поставили на все 3 автомобиля. Они не оправдали наших ожиданий, но мы извлекли урок: сейчас ставим новые комплектующие не на все авто, чтоб в случае плохого опыта не появилось заморочек у всей "тройки".
Пока они все глядя в различные стороны. Но уже скоро сорвутся с места в едином порыве!"
- Какие запасные части вы везете с собой?
Андрей Жигулин:
- Вы будете удивлены, но мы везем с собой дополнительно приблизительно полтора грузовика в нагрузку. Да, практически все запчасти у нас есть. Естественно, мы не везем кабину, раму, но мосты, коробки, шины - да. Минимум в одном экземпляре все есть.
- Каким образом происходит осмотр технического состояния машины перед последующим рубежом?
Андрей Жигулин:
- Механики работают фактически круглые сутки. Деньком, когда проходит гонка, они "страхуют", следуя за основными машинами. А ночкой инспектируют автомобиль, снимают покоробленные запчасти и устанавливают новые.
- Есть ли у команд шансы, выскажемся так, "смухлевать": комплектующие поменять на более массивные, обменяться местами пилотам и т.д.?
Сергей Вязович:
- Это нереально. Точнее, может быть, но мы рискуем быть дисквалифицированными. Проверки могут происходить совсем внезапно, никто из нас не знает, когда устроители захочут проверить наши машины, пилотов, сверить документацию. Такие случаи нередки, потому никто не "мухлюет".
Но есть другой момент. Потому что "Дакар" - гонка коммерческая, устроители более приклнны к участникам, не входящим в первую 20-ку. Даже если они лицезреют у их какие-то нелегальные "улучшения", они могут закрыть на это глаза. Если эти же "улучшения" будут найдены в машинах экипажей-фаворитов - не пропустят. Но ведь тот, кто был вчера 30-м, может стать 10-м?
- Гонка продолжается 14 дней. Это деньки напряженной работы, при этом не в самых подходящих критериях. Как вы справляетесь с напряжением, как отдыхаете?
Павел Гаранин:
- Отдыхать время от времени приходится чуть не на ходу. Время от времени мы заезжаем в местные гостиницы. Это, скажу вам, совсем обыденные гостиницы. Практически всегда - просто стенки и кровать. Страны, в каких мы соревнуемся, бедные, потому условия нередко приближены к спартанским. Пару лет попорядку гонка проходит в Южной Америке, и этот год не исключение - мы проедем через Аргентину, Чили, Боливию.
От этих людей зависит финал гонки!"
- Чего вы больше всего боитесь во время гонок?
Сергей Вязович:
- Естественно, небезопасной является ситуация, когда участники получают суровые травмы либо машина ломается. У нас такового не было, но на теоретическом уровне… Представьте: дюны, до центра городка - сотки км. Если что-то случается, то появляется масса заморочек: транспортировка пострадавших и грузовика, оказание помощи. Это очень небезопасно, и не хотелось бы с этим столкнуться.
- Это ваше основное место работы?
Сергей Вязович:
- Многие задумываются, что ралли - это развлечение. Для кого-либо, может быть, но для нас это работа. Мы работаем целый год, участвуем в гонках местного масштаба, и все ради 1-го - удачного результата на "Дакаре". И, да, у нас полный рабочий денек, мы проводим на заводе столько же времени, как и все другие сотрудники.
- Понятно, что роль в "Дакаре" - недешевое наслаждение. Если не тайна, во сколько обошлась гонка этого года?
Павел Гаранин:
- В этом году роль в "Дакаре" обошлось в 297 500 евро. Это только взносы, без учета расходов на авиаперелет, проживание, горючее и прочее.
- Кого вы видите посреди собственных главных соперников? Какие достоинства имеет наша команда, какие достоинства есть у основных соперников?
Сергей Вязович:
- Наши главные соперники - 1-ая 20-ка. Как распорядится судьба - непонятно, и представить что-либо нереально. Естественно, есть побкдители, испытанные временем, но все не так совершенно точно.
Спортивный МАЗ выполнен на базе обычного серийного грузовика"
У нас есть одно принципиальное преимущество по сопоставлению с "частниками". Мы - заводская команда, у которой все есть запчасти в наличии, при этом уникальные запчасти. Что касается других "промышленных" соперников, к примеру, команды "КАМАЗа", то они выставляют 4 машины. И это их бесспорное преимущество.
- За счет чего можно одержать победу в гонке "Дакар"?
Сергей Вязович:
- Должны сойтись несколько причин: слаженная работа команды, психологическое и физическое самочувствие каждого из ее участников. Гонки - непростой процесс, длящийся не один денек. Нередко участники получают травмы, потому у всех должно быть "чувство плеча". Если кто-то из команды выходит вперед, все должны равнять на фаворита, а не тешить собственные амбиции.
Андрей Жигулин:
- Что все-таки касается аспектов технического направления, то преимущество в таковой гонке, как "Дакар" нереально получить за счет скорости. Кто-то может "поддать газу", не беря во внимание сложность участка, и застрять, а кто-то будет ехать со скоростью 2 км/ч, но выехать! Тут в главном преимущество достигается на бездорожье: действенное торможение, оживленный разгон. Скорость авто ограничена 140 километрами в час, потому за счет скорости не достаточно кто выигрывает.
- Ваша цель на ралли-рейде "Дакар"-2015?
Сергей Вязович:
- Мы имеем все шансы войти в первую 10-ку!
Теги по теме: автосалоны и мероприятия, маз