Как водить машину во время потопа
Лет двадцать назад летние потопы в российских городах считались настоящим стихийным бедствием, теперь же они повторяются по несколько раз за сезон и удивления ни у кого не вызывают. Но коль властьимущие исправлять ситуацию не планируют, автомобилистам приходится приспосабливаться к реалиям, обучаясь безопасному преодолению водных препятствий.
Последние глобальные потопы довели ситуацию до абсурда: в лужах уже «тонут» не только микролитражки и «пузотерки» вроде седанов разных мастей и сословий, но и вполне респектабельные «джипы». Притом речь не о «каких-то кроссоверах», а о среднеразмерных и даже полноразмерных SUV, которым по статусу положено и броды проходить и «замешивать» некоторое количество грязи, тем не менее, высокий дорожный просвет не всегда помогает и им.
Однако это обстоятельство, по большому счету, говорит не о том, что современные авто не готовы ездить в таких условиях, но о том, что к этому банально не готовы сами автомобилисты. Хотя, могли бы и научиться. Несмотря на заверения синоптиков, чтобы город «поплыл», воды с каждым годом нужно все меньше, поэтому количество и масштаб проблем впредь будут лишь возрастать. Как будет возрастать и актуальность умения правильно переезжать броды и иные водные препятствия.
Не знаешь? Не берись!
Автомобиль — не гидроцикл и даже не вездеход, как бы не уверяли в обратном продавцы в автосалонах. Разумеется, если вы вдруг являетесь обладателем ГАЗ-66, проблемы, с которыми в минувший уикэнд столкнулись не только москвичи, но жители сразу нескольких крупных говодов, для вас — нормальный режим эксплуатации. Во всех остальных случаях попытка форсировать неизвестный лично вам затопленный участок дороги, мягко говоря, небезопасен.
Дело даже не в глубине. Это лишь малая часть возможного списка проблем. Под водой может оказаться, например, открырый или попросту сдвинутый с места напором воды колодезный люк, смытая потоком решетка ливневого колодца. Ведь совсем не факт, что вода в том месте скопилась только потому, что там низина, и что ей просто некуда сливаться. В конце концов, препятствия могут оказаться куда банальнее — глубокие выбоины, которые в подобных местах тоже не такая уж и редкость, промоины, ямы... В конце концов, в таких местах можно наваться на кучу забытого дорожниками асфальта, на бетонный блок, наконец! На российских дорогах и не такое встречается.
В общем, идеальный вариант — вообще никуда не ехать, а при возможности перегнать автомобиль в более высокое место. Если же ехать надо, старайтесь прокладывать маршрут, избегая потенциально опасных локаций — тоннелей, проездов под путепроводами и железнодорожными мостами... В общем, любых мест, где даже теоретически может скопиться вода. Кстати, панацеей в таком случае могут стать недавно построенные многополосные магистрали. «Ливневки» на них пока достаточно свежие, кроме того, в большинстве своем проложены чуть выше основной уличной сети, и вода там надогло не задерживается.
Море по колено
Но коль объехать не получается,хотя бы подождите. Не исключено, что дождь вскоре прекратится и вода сойдет. В конце концов, вам может попасться кто-нибудь из местных, способных преодолеть эту лужу с закрытыми глазами или с минимальными потерями. А в случае неудачи, автомобилем рискнет все-таки он, а не вы.
Но самый удачный вариант — когда таких автомобилей два. Первый подойдет для «разведки», вторым же можно воспользоваться, как «буксиром» (разумеется, при условии, что он едет в том же направлении). Въехав в лужу, он создаст «кильватерный след», уровень внутри которого будет ниже на несколько сантиметров. Но в таком случае от водителя потребуется определенное мастерство, поскольку ему придется держать не только заданную «ведущим» скорость, но и следить за дистанцией, так как уровень воды в месте схождения волн, напротив, выше, чем «в среднем по больнице». С опаской, к слову, стоит относиться и к встречному транспорту, впрочем, если лужа действительно глубокая, вряд ли кто-то рискнет роезжать ее на хорошем ходу.
И все же, выше описаны идеальные условия и ситуации, когда вокруг полно автомобилей, когда все едут так, как, собственно, и предписано в подобных случаях. На практике, увы, примерно половина окружающих понятия не имеет, как нужно правильно ездить по глубоким лужам, и какие подводные (в прямом и переносном смыслах) камни их при этом поджидают.
Никто не требует от водителя погружаться в технические дебри и штудировать учебники по автомобилестроению. Однако, подобные природные капризы — тот случай, когда ему очень помогают знания некоторых технических параметров своего авто. В первую очередь, речь о паспортной глубине преодолеваемого брода (параметр, который производитель, кстати, чаще всего, задает, исходя из того, что за рулем машины находится клинический идиот), а также о фактическом расположении патрубка воздухозаборника и воздушного фильтра ДВС.
Все «за» и «против»
Зная об этом, водитель может разработать хотя бы примерную такику прохождения водной преграды, противном случае, ему стоит исходить из того, что сопло воздухозаборника расположено в передней части подкрылка, а глубина брода — едва ли выше дорожного просвета. Впрочем, ни то, ни другое не является однозначным противопоказанием к продолжению движения. Просто вы должны понимать, как и что нужно делать.
По сути, все сводится к нескольким нехитрым правилам, которые не то, чтобы обязательны к исполнению, ибо всегда требуют поправки не только на место, но и на время, тем не менее, принципиально они одинаковы для всех. Мы уже выяснили, что идеальный вариант — никуда не ехать и переждать непогоду. Если же поездка неизбежна, а объезды заблокированы, стоит воспользоваться «советами бывалых», но стоит помнить, что в этом случае вы действуете на свой страх и риск.
Первое, о чем нужно помнить — ехать нужно не быстро, но уверенно и ни в коем случае не тормозить. Если машина встанет, шансы возобновить движение с каждой секундой будут уменьшаться с катастрофической скоростью. Тут все просто — даже если мотор не хлебнет водицы через воздухозаборник, с доставкой оной к цилиндрам отлично справится выхлопная система. Она-то заполняется водой в первую очередь.
Кстати, единственное, что мешает воде моментально заполнить трубы — выхлопные газы и движение вперед (тот самый «кильватерный след»). То есть пока двигатель работает, а машина едет, шансы обойтись без гидроудара довольно велики. Но не стоит думать, что их напора будет достаточно, чтобы бесконечно сдерживать давление воды. Даже если газы помещают жидкости попасть в цилиндры, она может образовать гидравлическую пробку, и ДВС заглохнет, банально «задохнувшись» собственным выхлопом.
Не исключено также, что причиной остановки окажется вода, попавшая в систему зажигания. В любом случае, если автомобиль заглох, лучше не пытаться его заводить, а вызвать эвакуатор и смириться с тем, что сегодня вы больше никуда не едете. Вполне возможно, что доставить машину на СТО и реанимировать ее окажется дешевле, чем добраться до «противоположного берега».
Гони волну
Но, чтобы такого не произошло, важно правильно расчитать свои силы и возможности авто. Тут-то и нужны знания, касающиеся глубины преодолеваемого брода и расположения воздухозаборника. Во время движения очень важно выбрать правильную скорость, чтобы постоянно «гнать волну» перед бампером, и вода при этом не заливала поверхность капота. В таком случае, «кильватерный след» будет формировать именно бампер, подкапотное же пространство водой не заполнится, однако это обязательно случится, если водитель, к примеру, снизил скорость или остановился.
Вторая беда — встречная волна. Однако, избежать ее практически невозможно. В данном случае остается уповать на здравый смысл и сознательность встречных водителей. Третья напасть — слишком высокая скорость. Волна, которую вы начнете гнать перед собой может оказаться настолько высокой, что случайный всплеск накроет воздухозаборник. Часть жидкости примет на себя воздушный фильтр, но прежде, чем давить на газ, подумайте, стоит ли рисковать подобным образом. Такое, кстати, случается довольно часто, особенно, когда до «берега» остаются считанные метры и водитель, жаждущий вырваться на свободу давит на газ...
Иными словами, езда через глубокую лужу — это равномерное, небыстрое и предельно аккуратное движение, которое начинается за два метра до кромки воды и заканчивается после того, как задние колеса встали на «твердое» покрытие.
Сушите весла правильно
Ну и заключительная часть всей эпопеи — обязательная сушка. В первую очередь, просущить надо тормоза. Алгоритм тот же, что и после мойки — несколько коротких резких нажатий на педаль, чтобы удалить влагу с дисков и колодок.
Но основная ошибка большинства водителей, для которых подобные процедуры завершились в ремонтных боксах, заключается в том, что они тут же давят на газ. Желание быстрее покинуть проблемное место понятно, но никто не даст гарантию того, что мотор вышел сухим из воды. Не исключено, что оной он все-таки хлебнул, просто она пока болтается в воздухозаборнике или просачивается через фильтр. Увеличив давление, вы просто создадите все условия, чтобы она быстрее миновала фильтрующий элемент со всеми отсюда вытекающими. Хорошо, если закончится все заменой фильтра и моторного масла. Но современные двигатели, насколько мы помним, такого издевательства не прощают. Впрочем, это не только их касается.
Решившись форсировать водную преграду на своем авто, стоит помнить, что в случае неудачи — неважно, «дрейфом» закончится попытка или гидроударом — ни страховая, ни производитель вам ничего не заплатят, ибо поломка станет следствием грубого нарушения правил эксплуатации. Не будем забывать и об «отложенном штрафе» — о последствиях, которые, являясь следствием этого «заплыва», сразу же себя не проявят.
Данным недугом, к слову, страдают все «утопленники», а также машины, хозяева которых, порой, позволяли себе прохватить на скорости по кромке пляжа. Красивая картинка с брызгами — прекрасное дополнение к семейному альбому, но заканчивается она, как правило, рассыпавшимися в труху клеммами и проводами.
В общем, риск — дело благородное, но не всегда оправданное, тем более, когда речь идет о суммах, явно превышающих годовой доход среднестатистической российской семьи.
Теги по теме: безопасность дорожного движения